17 ноября в Лондоне прошла индустриальная радийная конференция WorldDAB Summit 2022
Особенность конференции в том, что здесь рассматривают не столько контент, форматы и программную политику, сколько говорят о радио как о технологии доставки контента и ее эволюции. Я участвовал в конференции в удаленном формате. Попробую упаковать в один пост самое важное.
Радио остается важнейшим медиа для европейцев. 85% включают радио хотя бы раз в неделю, из них 78% делают это слушая эфирный сигнал. 90% при покупке нового автомобиля хотят иметь в нем радио как стандартную опцию. В последние 12 лет радио удерживает самую высокую степень доверия по стороны большинства европейских слушателей. (см. карту доверия на рисунке). Три кита на которых европейское радиовещание стоит в нынешнюю эпоху обострившейся конкуренции за аудиторию: - бесплатный эфирный контент; - универсальность; - высокая надежность работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Не смотря на все известные нам сложности, в Европе продолжается перевод эфирного радиовещания в цифровой формат DAB и этот процесс выглядит необратимым. В соответствии с директивой EECC, с 21 декабря 2021 года все новые автомобили в Европе должны поддерживать цифровое наземное радиовещание. По этой причине сейчас почти все продаваемые в Европе автомобили имеют встроенные DAB-радиоприемники. Это должно ускорить распространение цифрового радио в сомневающихся и отстающих странах Европы. Главным преимуществом DAB для аудитории является существенно больший выбор эфирных программ (см. рисунок с диаграммой). А вот с FM-вещателями не все так просто. Каков их профит? Классическим примером является английская радиостанция Absolut, которая, перейдя в DAB, преобразовала свой FM-формат в девять разных подформатов под брендом Absolut: Classic Rock, Country, и по каждому формату на каждое десятилетие с 60-ых до 2020-ых. В результате такой трансформации аудитория радиостанции утроилась (!). Лондонская радиостанция LBC также утроила аудиторию, добавив к FM-сигналу цифровую DAB-программу. Увеличение охвата дает прирост рекламных доходов. Например, в Великобритании рекламные доходы радио отрасли выросли с 2013 года по 2021 год на 34%, до отметки 719 млн. фунтов стерлингов. Резкий рост цент на энергоносители в Европе сейчас используется как новый аргумент для развития DAB. На конференции были приведены расчеты, показывающие, что операционные расходы для распространения радиопрограммы в аналоговом FM-формате выше на 80% по сравнению с распространением в DAB формате. Расчеты показали одинаковый результат как для небольшого регионального населенного пункта, так и для большой городской агломерации. Правда, мелким шрифтом было указано, что эти цифры справедливы при 18 программах в цифровом DAB-мультиплексе. То есть, на самом деле сравниваются операционные расходы на распространение 18 аналоговых FM-радиостанций и работу одного цифрового DAB-передатчика, который обеспечивает вещание одного мультиплекса с 18 программами. В расчетах учтены расходы на аренду площадей и вышек, электроэнергию, телекоммуникационные услуги, техническое обслуживание, мониторинг и поддержку. Мне было любопытно узнать, что происходит в Норвегии, после того как 5 лет назад все национальны сети (как государственные, так и коммерческие) выключили свои FM-передатчики, оставшись в эфире только в цифровом DAB-формате. Вот ключевые индикаторы: - 85% населения продолжают слушать радио (без уточнения способа); - 75% автомобилей оснащены приемниками (или адаптерами) DAB; - 19% аудитории слушают радио в автомобиле; - менее 3% населения слушают радио в FM (в этом формате в эфире остались доступны только региональные несетевые радиостанции); - 36% радиослушателей отдают предпочтение форматам, которых не было в FM, но теперь они есть в DAB-мультиплексах. Эти показатели интересно сопоставить со Швейцарией, где DAB-мультиплексы уже давно запущены в эфир, а все FM-передатчики будут выключены через 2 года. В отличие от Норвегии, здесь будут выключены абсолютно все FM-передатчики без исключения. Текущая ситуации в Швейцарии: - 87% населения слушают радио (без уточнения способа); - 50% автомобилей оснащаемы приемниками (или адаптерами) DAB; - 12% аудитории слушают радио в автомобиле; - менее 13% населения слушают радио в FM; - 18% радиослушателей отдают предпочтение форматам, которых не было в FM, но теперь они есть в DAB-мультиплексах. В заключительной части конференции были выступления производителей автомобилей, разработчиков программного обеспечения и чипов для мультимедийных автомобильных систем. Почти в каждом из этих выступлений говорилось о крайней важности передачи радиостанциями своих метаданных. Поясню, что понимается под метаданными радиостанции: - название радиоканала; - логотип радиоканала в разных разрешениях для его качественного отображения на дисплеях разного размера и разрешения; - название текущего трека или программы; - изображение для текущего трека или программы; - и многое другое. Лоренс Харрисон из RadioPlayer, где он отвечает за взаимодействие индустриального плеера с производителями автомобилей, привел интересные результаты опросов, проведенных среди вещателей и представителей автомобильной индустрии. Вот как респонденты ответили на вопрос: «Что важно для получения удовольствия от прослушивания радио в автомобиле?»: 72% - качество метаданных; 64% - гибридное радио (бесшовное переключение при переходе с одного способа доставки сигнала на другой, например, с эфира на стриминг); 62% - приоритетный доступ к радио в автомобиле. Вещатели и производители автомобилей по-разному оценили важность факторов, которые помогли бы радио не уступить свою лидирующую позицию в автомобиле в ближайшие пять лет. Вот как отвечали вещатели: 83% - регулирование для приоритетного положения радио в автомобиле; 62% - взаимодействия вещателей и производителей автомобилей; 60% - возможность перехода с линейного эфирного сигнала на другой контент радиостанций; 44% - расширенные метаданные. А вот какие приоритеты у производителей автомобилей: 55% - расширенные метаданные; 55% - персонификация контента; 55% - возможность перехода с линейного эфирного сигнала на другой контент радиостанций; 40% - новые возможности монетизации; 30% - взаимодействия вещателей и производителей автомобилей; Итак, позиции радио в Европе пока сильны. Это медиа имеет большой охват и самый высокий уровень доверия. Норвежский эксперимент по насильному переводу аудитории из FM-формата в цифровой хоть и был болезненным, но не уничтожил радио как отрасль, а со временем аудитория вернулась. Радийная аудитория лояльна. По всем прогнозам, выключение FM в Швейцарии пройдет более мягко, так как выводы были сделаны. То, что все новые автомобили выезжают на европейские дороги с встроенными цифровыми приёмниками, является важнейшим драйвером перехода эфирного радио в цифровой формат. Важнейшим фактором для сохранения лидирующей позиции радио на цифровых платформах и в новом автомобиле (с продвинутой мультимедиа системой и большим дисплеем) является качество и полнота передаваемых вещателями метаданных. Для передачи метаданных есть стандарты, на которые ориентируются производители автомобилей и цифровых мультимедийных платформ (RadioDNS, ETSI TS 101 499). ==== Из комментариев: Вопрос Кирилла Комарова: Так же Вы упоминание смысл перехода на DAB+ - это возможность раздавать в эфир на порядок больше радиостанций. При этом ранее Вы тестировали в Питере DRM. Правильно ли я понимаю, что формат лишён преимущества увеличить количество радиостанций в эфире? Какой смысл для пользователя в переходе на формат DRM? Ответ Sergei Sokolov: Кириллу Комарову, То что мы делали в Питере является полным аналогом американской системы HD Radio. В трех словах идея такова: оставляем FM-сигнал и рядом с ним, в той же полосе частот, запускаем цифровую копию программы + 2 новых цифровых. Новых цифровых каналов тоже много получается. Но есть и плюсы относительно DAB: 1. радио остается в том же диапазоне частот, не нужно выключать FM-передатчики и лишать вещателей связных лицензий, что обвалит капитализацию станций 2. приемник сам переключается c FM на цифровые каналы (и обратно). Слушатель не окажется в ступоре. когда весь FM-диапазон вдруг замолчит. И вообще слушателю ничего не нужно делать, чтобы начать слушать цифровое радио. Приемник сам переключается на цифровую копию (если она есть) и показывает другие доступные цифровые каналы на этой же частоте. 3. В далеком будущем никто не мешает выключить аналоговую часть и на его месте запустить еще до 12 цифровых программ. Источник: https://www.facebook.com/sergey.sokolov.710 |
||
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Комментарии (0)