17 ноября в Лондоне прошла индустриальная радийная конференция WorldDAB Summit 2022
Особенность конференции в том, что здесь рассматривают не столько контент, форматы и программную политику, сколько говорят о радио как о технологии доставки контента и ее эволюции. Я участвовал в конференции в удаленном формате. Попробую упаковать в один пост самое важное.
Радио остается важнейшим медиа для европейцев. 85% включают радио хотя бы раз в неделю, из них 78% делают это слушая эфирный сигнал. 90% при покупке нового автомобиля хотят иметь в нем радио как стандартную опцию. В последние 12 лет радио удерживает самую высокую степень доверия по стороны большинства европейских слушателей. (см. карту доверия на рисунке).
Три кита на которых европейское радиовещание стоит в нынешнюю эпоху обострившейся конкуренции за аудиторию:
- бесплатный эфирный контент;
- универсальность;
- высокая надежность работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Не смотря на все известные нам сложности, в Европе продолжается перевод эфирного радиовещания в цифровой формат DAB и этот процесс выглядит необратимым.
В соответствии с директивой EECC, с 21 декабря 2021 года все новые автомобили в Европе должны поддерживать цифровое наземное радиовещание. По этой причине сейчас почти все продаваемые в Европе автомобили имеют встроенные DAB-радиоприемники. Это должно ускорить распространение цифрового радио в сомневающихся и отстающих странах Европы.
Главным преимуществом DAB для аудитории является существенно больший выбор эфирных программ (см. рисунок с диаграммой). А вот с FM-вещателями не все так просто. Каков их профит? Классическим примером является английская радиостанция Absolut, которая, перейдя в DAB, преобразовала свой FM-формат в девять разных подформатов под брендом Absolut: Classic Rock, Country, и по каждому формату на каждое десятилетие с 60-ых до 2020-ых. В результате такой трансформации аудитория радиостанции утроилась (!). Лондонская радиостанция LBC также утроила аудиторию, добавив к FM-сигналу цифровую DAB-программу.
Увеличение охвата дает прирост рекламных доходов. Например, в Великобритании рекламные доходы радио отрасли выросли с 2013 года по 2021 год на 34%, до отметки 719 млн. фунтов стерлингов.
Резкий рост цент на энергоносители в Европе сейчас используется как новый аргумент для развития DAB. На конференции были приведены расчеты, показывающие, что операционные расходы для распространения радиопрограммы в аналоговом FM-формате выше на 80% по сравнению с распространением в DAB формате. Расчеты показали одинаковый результат как для небольшого регионального населенного пункта, так и для большой городской агломерации. Правда, мелким шрифтом было указано, что эти цифры справедливы при 18 программах в цифровом DAB-мультиплексе. То есть, на самом деле сравниваются операционные расходы на распространение 18 аналоговых FM-радиостанций и работу одного цифрового DAB-передатчика, который обеспечивает вещание одного мультиплекса с 18 программами. В расчетах учтены расходы на аренду площадей и вышек, электроэнергию, телекоммуникационные услуги, техническое обслуживание, мониторинг и поддержку.
Мне было любопытно узнать, что происходит в Норвегии, после того как 5 лет назад все национальны сети (как государственные, так и коммерческие) выключили свои FM-передатчики, оставшись в эфире только в цифровом DAB-формате. Вот ключевые индикаторы:
- 85% населения продолжают слушать радио (без уточнения способа);
- 75% автомобилей оснащены приемниками (или адаптерами) DAB;
- 19% аудитории слушают радио в автомобиле;
- менее 3% населения слушают радио в FM (в этом формате в эфире остались доступны только региональные несетевые радиостанции);
- 36% радиослушателей отдают предпочтение форматам, которых не было в FM, но теперь они есть в DAB-мультиплексах.
Эти показатели интересно сопоставить со Швейцарией, где DAB-мультиплексы уже давно запущены в эфир, а все FM-передатчики будут выключены через 2 года. В отличие от Норвегии, здесь будут выключены абсолютно все FM-передатчики без исключения. Текущая ситуации в Швейцарии:
- 87% населения слушают радио (без уточнения способа);
- 50% автомобилей оснащаемы приемниками (или адаптерами) DAB;
- 12% аудитории слушают радио в автомобиле;
- менее 13% населения слушают радио в FM;
- 18% радиослушателей отдают предпочтение форматам, которых не было в FM, но теперь они есть в DAB-мультиплексах.
В заключительной части конференции были выступления производителей автомобилей, разработчиков программного обеспечения и чипов для мультимедийных автомобильных систем. Почти в каждом из этих выступлений говорилось о крайней важности передачи радиостанциями своих метаданных.
Поясню, что понимается под метаданными радиостанции:
- название радиоканала;
- логотип радиоканала в разных разрешениях для его качественного отображения на дисплеях разного размера и разрешения;
- название текущего трека или программы;
- изображение для текущего трека или программы;
- и многое другое.
Лоренс Харрисон из RadioPlayer, где он отвечает за взаимодействие индустриального плеера с производителями автомобилей, привел интересные результаты опросов, проведенных среди вещателей и представителей автомобильной индустрии. Вот как респонденты ответили на вопрос: «Что важно для получения удовольствия от прослушивания радио в автомобиле?»:
72% - качество метаданных;
64% - гибридное радио (бесшовное переключение при переходе с одного способа доставки сигнала на другой, например, с эфира на стриминг);
62% - приоритетный доступ к радио в автомобиле.
Вещатели и производители автомобилей по-разному оценили важность факторов, которые помогли бы радио не уступить свою лидирующую позицию в автомобиле в ближайшие пять лет. Вот как отвечали вещатели:
83% - регулирование для приоритетного положения радио в автомобиле;
62% - взаимодействия вещателей и производителей автомобилей;
60% - возможность перехода с линейного эфирного сигнала на другой контент радиостанций;
44% - расширенные метаданные.
А вот какие приоритеты у производителей автомобилей:
55% - расширенные метаданные;
55% - персонификация контента;
55% - возможность перехода с линейного эфирного сигнала на другой контент радиостанций;
40% - новые возможности монетизации;
30% - взаимодействия вещателей и производителей автомобилей;
Итак, позиции радио в Европе пока сильны. Это медиа имеет большой охват и самый высокий уровень доверия. Норвежский эксперимент по насильному переводу аудитории из FM-формата в цифровой хоть и был болезненным, но не уничтожил радио как отрасль, а со временем аудитория вернулась. Радийная аудитория лояльна. По всем прогнозам, выключение FM в Швейцарии пройдет более мягко, так как выводы были сделаны. То, что все новые автомобили выезжают на европейские дороги с встроенными цифровыми приёмниками, является важнейшим драйвером перехода эфирного радио в цифровой формат. Важнейшим фактором для сохранения лидирующей позиции радио на цифровых платформах и в новом автомобиле (с продвинутой мультимедиа системой и большим дисплеем) является качество и полнота передаваемых вещателями метаданных. Для передачи метаданных есть стандарты, на которые ориентируются производители автомобилей и цифровых мультимедийных платформ (RadioDNS, ETSI TS 101 499).
====
Из комментариев:
Вопрос Кирилла Комарова:
Так же Вы упоминание смысл перехода на DAB+ - это возможность раздавать в эфир на порядок больше радиостанций. При этом ранее Вы тестировали в Питере DRM. Правильно ли я понимаю, что формат лишён преимущества увеличить количество радиостанций в эфире? Какой смысл для пользователя в переходе на формат DRM?
Ответ Sergei Sokolov: Кириллу Комарову,
То что мы делали в Питере является полным аналогом американской системы HD Radio. В трех словах идея такова: оставляем FM-сигнал и рядом с ним, в той же полосе частот, запускаем цифровую копию программы + 2 новых цифровых. Новых цифровых каналов тоже много получается. Но есть и плюсы относительно DAB: 1. радио остается в том же диапазоне частот, не нужно выключать FM-передатчики и лишать вещателей связных лицензий, что обвалит капитализацию станций 2. приемник сам переключается c FM на цифровые каналы (и обратно). Слушатель не окажется в ступоре. когда весь FM-диапазон вдруг замолчит. И вообще слушателю ничего не нужно делать, чтобы начать слушать цифровое радио. Приемник сам переключается на цифровую копию (если она есть) и показывает другие доступные цифровые каналы на этой же частоте. 3. В далеком будущем никто не мешает выключить аналоговую часть и на его месте запустить еще до 12 цифровых программ.
Источник: https://www.facebook.com/sergey.sokolov.710
Радио остается важнейшим медиа для европейцев. 85% включают радио хотя бы раз в неделю, из них 78% делают это слушая эфирный сигнал. 90% при покупке нового автомобиля хотят иметь в нем радио как стандартную опцию. В последние 12 лет радио удерживает самую высокую степень доверия по стороны большинства европейских слушателей. (см. карту доверия на рисунке).
Три кита на которых европейское радиовещание стоит в нынешнюю эпоху обострившейся конкуренции за аудиторию:
- бесплатный эфирный контент;
- универсальность;
- высокая надежность работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Не смотря на все известные нам сложности, в Европе продолжается перевод эфирного радиовещания в цифровой формат DAB и этот процесс выглядит необратимым.
В соответствии с директивой EECC, с 21 декабря 2021 года все новые автомобили в Европе должны поддерживать цифровое наземное радиовещание. По этой причине сейчас почти все продаваемые в Европе автомобили имеют встроенные DAB-радиоприемники. Это должно ускорить распространение цифрового радио в сомневающихся и отстающих странах Европы.
Главным преимуществом DAB для аудитории является существенно больший выбор эфирных программ (см. рисунок с диаграммой). А вот с FM-вещателями не все так просто. Каков их профит? Классическим примером является английская радиостанция Absolut, которая, перейдя в DAB, преобразовала свой FM-формат в девять разных подформатов под брендом Absolut: Classic Rock, Country, и по каждому формату на каждое десятилетие с 60-ых до 2020-ых. В результате такой трансформации аудитория радиостанции утроилась (!). Лондонская радиостанция LBC также утроила аудиторию, добавив к FM-сигналу цифровую DAB-программу.
Увеличение охвата дает прирост рекламных доходов. Например, в Великобритании рекламные доходы радио отрасли выросли с 2013 года по 2021 год на 34%, до отметки 719 млн. фунтов стерлингов.
Резкий рост цент на энергоносители в Европе сейчас используется как новый аргумент для развития DAB. На конференции были приведены расчеты, показывающие, что операционные расходы для распространения радиопрограммы в аналоговом FM-формате выше на 80% по сравнению с распространением в DAB формате. Расчеты показали одинаковый результат как для небольшого регионального населенного пункта, так и для большой городской агломерации. Правда, мелким шрифтом было указано, что эти цифры справедливы при 18 программах в цифровом DAB-мультиплексе. То есть, на самом деле сравниваются операционные расходы на распространение 18 аналоговых FM-радиостанций и работу одного цифрового DAB-передатчика, который обеспечивает вещание одного мультиплекса с 18 программами. В расчетах учтены расходы на аренду площадей и вышек, электроэнергию, телекоммуникационные услуги, техническое обслуживание, мониторинг и поддержку.
Мне было любопытно узнать, что происходит в Норвегии, после того как 5 лет назад все национальны сети (как государственные, так и коммерческие) выключили свои FM-передатчики, оставшись в эфире только в цифровом DAB-формате. Вот ключевые индикаторы:
- 85% населения продолжают слушать радио (без уточнения способа);
- 75% автомобилей оснащены приемниками (или адаптерами) DAB;
- 19% аудитории слушают радио в автомобиле;
- менее 3% населения слушают радио в FM (в этом формате в эфире остались доступны только региональные несетевые радиостанции);
- 36% радиослушателей отдают предпочтение форматам, которых не было в FM, но теперь они есть в DAB-мультиплексах.
Эти показатели интересно сопоставить со Швейцарией, где DAB-мультиплексы уже давно запущены в эфир, а все FM-передатчики будут выключены через 2 года. В отличие от Норвегии, здесь будут выключены абсолютно все FM-передатчики без исключения. Текущая ситуации в Швейцарии:
- 87% населения слушают радио (без уточнения способа);
- 50% автомобилей оснащаемы приемниками (или адаптерами) DAB;
- 12% аудитории слушают радио в автомобиле;
- менее 13% населения слушают радио в FM;
- 18% радиослушателей отдают предпочтение форматам, которых не было в FM, но теперь они есть в DAB-мультиплексах.
В заключительной части конференции были выступления производителей автомобилей, разработчиков программного обеспечения и чипов для мультимедийных автомобильных систем. Почти в каждом из этих выступлений говорилось о крайней важности передачи радиостанциями своих метаданных.
Поясню, что понимается под метаданными радиостанции:
- название радиоканала;
- логотип радиоканала в разных разрешениях для его качественного отображения на дисплеях разного размера и разрешения;
- название текущего трека или программы;
- изображение для текущего трека или программы;
- и многое другое.
Лоренс Харрисон из RadioPlayer, где он отвечает за взаимодействие индустриального плеера с производителями автомобилей, привел интересные результаты опросов, проведенных среди вещателей и представителей автомобильной индустрии. Вот как респонденты ответили на вопрос: «Что важно для получения удовольствия от прослушивания радио в автомобиле?»:
72% - качество метаданных;
64% - гибридное радио (бесшовное переключение при переходе с одного способа доставки сигнала на другой, например, с эфира на стриминг);
62% - приоритетный доступ к радио в автомобиле.
Вещатели и производители автомобилей по-разному оценили важность факторов, которые помогли бы радио не уступить свою лидирующую позицию в автомобиле в ближайшие пять лет. Вот как отвечали вещатели:
83% - регулирование для приоритетного положения радио в автомобиле;
62% - взаимодействия вещателей и производителей автомобилей;
60% - возможность перехода с линейного эфирного сигнала на другой контент радиостанций;
44% - расширенные метаданные.
А вот какие приоритеты у производителей автомобилей:
55% - расширенные метаданные;
55% - персонификация контента;
55% - возможность перехода с линейного эфирного сигнала на другой контент радиостанций;
40% - новые возможности монетизации;
30% - взаимодействия вещателей и производителей автомобилей;
Итак, позиции радио в Европе пока сильны. Это медиа имеет большой охват и самый высокий уровень доверия. Норвежский эксперимент по насильному переводу аудитории из FM-формата в цифровой хоть и был болезненным, но не уничтожил радио как отрасль, а со временем аудитория вернулась. Радийная аудитория лояльна. По всем прогнозам, выключение FM в Швейцарии пройдет более мягко, так как выводы были сделаны. То, что все новые автомобили выезжают на европейские дороги с встроенными цифровыми приёмниками, является важнейшим драйвером перехода эфирного радио в цифровой формат. Важнейшим фактором для сохранения лидирующей позиции радио на цифровых платформах и в новом автомобиле (с продвинутой мультимедиа системой и большим дисплеем) является качество и полнота передаваемых вещателями метаданных. Для передачи метаданных есть стандарты, на которые ориентируются производители автомобилей и цифровых мультимедийных платформ (RadioDNS, ETSI TS 101 499).
====
Из комментариев:
Вопрос Кирилла Комарова:
Так же Вы упоминание смысл перехода на DAB+ - это возможность раздавать в эфир на порядок больше радиостанций. При этом ранее Вы тестировали в Питере DRM. Правильно ли я понимаю, что формат лишён преимущества увеличить количество радиостанций в эфире? Какой смысл для пользователя в переходе на формат DRM?
Ответ Sergei Sokolov: Кириллу Комарову,
То что мы делали в Питере является полным аналогом американской системы HD Radio. В трех словах идея такова: оставляем FM-сигнал и рядом с ним, в той же полосе частот, запускаем цифровую копию программы + 2 новых цифровых. Новых цифровых каналов тоже много получается. Но есть и плюсы относительно DAB: 1. радио остается в том же диапазоне частот, не нужно выключать FM-передатчики и лишать вещателей связных лицензий, что обвалит капитализацию станций 2. приемник сам переключается c FM на цифровые каналы (и обратно). Слушатель не окажется в ступоре. когда весь FM-диапазон вдруг замолчит. И вообще слушателю ничего не нужно делать, чтобы начать слушать цифровое радио. Приемник сам переключается на цифровую копию (если она есть) и показывает другие доступные цифровые каналы на этой же частоте. 3. В далеком будущем никто не мешает выключить аналоговую часть и на его месте запустить еще до 12 цифровых программ.
Источник: https://www.facebook.com/sergey.sokolov.710
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Войти Регистрация
Комментарии (0)